Статьи и публикации

Копьё - цян состоит из наконечника и древка, вспомогательными элементами являются кисть и бахрома. Копьё называют князем и пронырой из-за его огромной мощи в бою, скорости атак и защит, богатства вариаций техник, зачастую делающих защиту противника безуспешной. Но если убрать у копья наконечник - будет шест. Поэтому в техниках копья и шеста есть много общих мест. Во многие приемы копья входят такие движения, как хлестание, удар, рубка, разбивание, более присущие всё же шесту.

Базовыми приемами копья являются отбив концом влево, отбив концом вправо и укол. Эти три приема выполняемые один за другим в быстрой последовательности создают впечатление непрерывной серии уколов сквозь кольцо (впечатление кольца происходит от быстрого движения наконечника по полуокружностям во время первых двух отбивов). При уколе передняя рука ослабляет хват и позволяет древку свободно скользить внутри, что дает возможность полностью использовать длину копья и колоть на очень большом расстоянии. В этом - одно из основных отличий китайских приемов действий копьем от европейских.

Иероглифом "цзянь" в Китае обозначали прямой меч с двусторонней заточкой. Меч-цзянь - это один из древнейших видов оружия. Перемещения здесь живые, приёмы много изменчивые, движения резкие, это - реально-прикладное искусство обращения с мечом. Но меч-цзянь - легкий, короткий, утонченный, слабый, им трудно противостоять в лоб более толстому оружию, лишь избегая атак, ловко используя методы действий корпусом, переходя от приема к приему и можно достичь победы. Его техники не похожи на внешне дикие методы меча-дао, им всегда присуща некоторая интеллигентность. Поэтому, а также из-за того, что меч-цзянь (наряду с гитарой-цинь, шахматами и книгой) входил в число четырёх драгоценностей образованного человека, родилась поговорка "меч-цзянь - красивейший из ста видов оружия".

Иероглифом "дао" обозначают оружие, имеющее изогнутое лезвие с односторонней заточкой. Поэтому словом дао китайцы называют и ножи, и сабли, и даже алебарды (только в этом случае добавляется иероглиф "да" - "большой"). Меч-дао - это один из самых старых видов оружия в Китае. Приемы владения мечом-дао включают в себя разрубание, срубание, преграждение, укол и разрезание - что проще техник копья, их легче изучать и ими легче овладевать. Поэтому в истории войн меч-дао часто использовался как генералами, так и солдатами.

Меч-дао распространился по всему миру китайских боевых искусств, потому и говорят, что "меч-дао - полководец ста видов оружия". Сегодня искусство владения мечом-дао является одним из ярчайших соревновательных видов спортивного ушу. Одиночный меч обычно держится одной рукой, а другая рука движется согласованно с мечом. Мечом осуществляются "обматывания головы", "оборачивания затылка", срубания, уколы, поднимания, разрезания, преграждения, пресечения, вспарывания. При этом свободная рука добавляет силы руке с мечом. Сложность, согласованность, применимость и красота движений полностью зависят от согласованности действий пустой руки.

Гунь с китайского переводиться как «шест, палка». Он используется как оружие наиболее широко, потому его и называют "главой ста видов оружия".  В сравнении с другими видами оружия приемы шеста наиболее легки в освоении, и потому шест является базой для прочего оружия. Шест закладывает базу овладения другими видами оружия, его приёмы естественны и не слишком трудны. Особенностью является то, что практически все приёмы - прикладные, очень мало декоративных. Им можно ловко применять как уколы, так и вспарывания, оттягивания, рубящие движения. При действиях шестом нужно проявлять "быстроту", существует поговорка: "шест порождает вихрь". Если шест подобно кружащемуся вихрю будет рубить, бить, возвращаться и преграждать, то сила его будет велика.

Современный чанцюань – это отдельный вид ушу получивший распространение после образование КНР. Современный чанцюань впитал в себя несколько древних стилей чжацюань, хуацюань, паоцюань и другие. Типичные для чанцюань приемы и способы действия руками и ногами, стойки, перемещения, прыжки, балансировки и другие базовые движения были стандартизированы. В соответствии с методикой движений чанцюань образованы всевозможные таолу как с оружием, так и без него, включающие в себя наскоки, прыжки, уклоны, перемещения прыжками, резкие переходы на разные уровни.

Основной целью спортивного ушу  является интеграция древнего искусства в систему массового спорта - так называемое зрелищное ушу, которое возможно демонстрировать на спортивных состязаниях. Подобные формы китайского ушу получили развитие, главным образом, в континентальном Китае и особенно после образования в 1956 г. Китайской ассоциации ушу. Стоит отметить, что регулярные чемпионаты Китая по ушу проводились с 1923 г., а на Олимпийских играх 1936 г. проходивших в Берлине, китайские спортсмены провели показательные выступления по ушу, но неподготовленные зрители восприняли это как вид национального танца. После официального учреждения Международной федерации ушу  в 1988 г. началось регулярное проведение международных соревнований и чемпионатов мира. Бывшие чемпионы ушу 80-х годов постепенно стали известными актерами кино в жанре action 90-х, среди них:  Ли Лянь Цзе (Jet Lee), Чжао Чанцзюнь, Ван Чунь, Шэнь Суцзюань, и многие другие спортсмены посредством кино прославили ушу во всем мире.

Всем хочется видеть своих детей здоровыми, умными, уверенными в себе, но, к сожалению, все меньше детей рождаются здоровыми. Статистика такова, что более 70% из них имеют функциональные отклонения, 50% - хронические заболевания. Ошибочно считать: если ребенок бегает, прыгает, он - непоседа, «энергии хоть отбавляй», то здоров и физически развит.

На определенном этапе своего развития ребенок должен приобретать определенные двигательные, физические навыки. И если все идет нормально, то он чувствует себя комфортно и в детском дошкольном учреждении и потом легко адаптируется в школе, в новой для него социальной среде. Но в действительности часто бывает иначе. Ребенку уже 7 лет, а он физически слаб, не может сосредотачиваться, удерживать внимание на чем-то определенном, зачастую просто не «слышит», не знает где лево, где право, рассеян, не координирован, хуже того, уже искривлен позвоночник, слабые мышцы спины и плечевого пояса, малоподвижные суставы. Все это явно может быть и не выражено, но, проведя пару тестовых тренировок, можно определить или просто не допустить?

Зачатки ушу возникли раньше китайской государственности, но до IV-III в.до. н. э. еще не было систем (школ) ушу, была лишь подготовка воинов, «воинское ремесло». Первоначально оно имело вид танцевально-боевых упражнений, а позже приобрело статус военизированной учебной дисциплины в специальных учебных заведениях.

К концу III в. до н.э. вся индивидуальная подготовка воинов была объединена под названием «уи». Этот термин сохранялся на протяжении многих столетий и впоследствии стал синонимом к ушу. В уи вошли цзюэди (борьба), шоубо (рукопашный бой), техника работы с оружием. Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений – таолу, – которые выполнялись как индивидуально, так и с партнерами. Комплексы имитировали бой голыми руками, бой с оружием, защиту от вооруженного нападения. В периоды «Весен и Осеней» (770-476 гг. до н. э.) и Воюющих Царств (475-221 гг. до н.э.) жили и работали крупнейшие китайские философы: Конфуций, Лао-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы. Китаю был передан ими духовный импульс, повлиявший на развитие всей Восточной Азии в последующую пару тысячелетий. В I в. н.э. в Китае из Индии начал проникать буддизм. Все философские системы учили видеть общее за разнородными вещами повседневности. Так как боевыми искусствами занимались не только простые воины, но и императоры, то китайские воинские искусства постепенно начали сливаться с философскими системами, перерастая уровень простого набора приемов ведения боя. Возможно, именно благодаря этому они и не затерялись в веках, а развились и дожили до наших дней.

7